Иван Скоморох. Что такое сайт? Глава 4
Что такое сайт в самом общем виде
или Школа редактирования
 
В прошлой главе у нас появилось желание сделать свой сайт таким, чтобы он работал как газета или TV и одновременно, как ярмарка или выставка. Вот это и есть полное определение природы такого явления как Сайт. Сайт — одновременно газета, журнал, телевизор, магазин, выставка и ярмарка. Но что-то из этих возможностей является для него основным, что-то он делает лучше, а что-то хуже. И с тем, что он умеет плохо, надо быть осторожным, чтобы не обратить это себе во вред.
 
Итак, исходная основа сайта — это своеобразный журнал или электронная газета, как часто говорят.
 
Словом «электронная» хотят подчеркнуть нематериальность Сайта, его принципиальную новизну и отличие от обычных газет и журналов.
Не верьте. Отличие не так уж велико. Это самообман, на который купились, в основном, как раз сами разработчики сетевой индустрии, да и то лишь в начале эры Интернета, когда надеялись построить электронный рай.
Главное в сайте это то, что сайт — газета.
Конечно, сайт не обычная газета, хотя бы потому, что он печатается не на бумаге, а на стекле. На стекле монитора.
Да и то не всегда. Монитор — это для фанатов Интернета, которые в таком способе восприятия информации видят свое принципиальное, почти расовое отличие от всех остальных людей. В общем, чтение с экрана —  это способ выделиться и приобщиться к новым подходам к бизнесу.
Сейчас, когда прошел спад прибылей в компьютерном и программном бизнесе, все вернулось на круги своя. Всем стало ясно, что никаких америк молодые сторонники экстравагантных технологий не открыли. Бизнес делается там, где идет управление трудом, товаром и капиталом. А вовсе не в компьютере или в сети. Все это лишь инструменты. Главное — в основе, которая инструменты использует. Иначе они превращаются в сценические приемы, пускание пыли в глаза.
Вот и сайт в электронном виде — это инструмент неудобный. Ни делать, ни читать его прямо в компьютере неудобно, да и вредно. В сайтмейкерстве даже выработалась своя методика или стилистика подачи печатных материалов. Поскольку читать их на экране сложно, редакторы сайтов стараются писать как можно более короткими отрывками, которые легче схватить глазу. Платой за это, как вы понимаете, становится потеря смысла. Нужно быть большим мастером пера, чтобы писать для сайтов. А мастеров этих, как и везде, очень и очень мало. Тем не менее, запомните этот прием, он полезен.
 
Так вот, если вы собрались делать свой сайт, сразу решите, что вы будете делать его на бумаге.
Ведь все, что выставлено на сайт, есть лишь переведенные в электронную форму листки бумаги с текстами или рисунками. Та же газета. Так зачем же портить глаза, пока ее создаете?
Изготавливать макет Сайта на бумаге необходимо еще и по той причине, что так у вас сохранятся все исходные образы и заготовки, а также все пометки и поправки, которые вы на них сделаете. Если вы делаете сайт дизайнером, все ваши замечания, предложения и поправки должны быть письменными, чтобы у него не было возможности их забыть. Надо отдать должное дизайнерам, они  поразительно плохо понимают заказчиков и постоянно забывают, что от них хотели. Не позволяйте им лепить отсебятину, записывайте все, о чем договорились.
 
Следующее правило. Даже готовый сайт не читайте в компьютере. Мельком оцените, как он смотрится и легко ли воспринимается, и не «засаливайте себе глаза». Это такое профессиональное выражение из жаргона дизайнеров.
По мере того, как много работаешь над деталями, перестаешь воспринимать произведение целиком. Любому дизайнеру необходим человек со свежим взглядом. И если вы сохраните эту чистоту восприятия, дизайнер будет вам благодарен.
Так что, еще раз повторю, когда вы смотрите на вновь изготовленный сайт или какие-то его доработки и обновления, не входите в детали. Просто расслабьте глаза, и постарайтесь понять, работает ли такое произведение на те цели, что вы хотите достичь. Ну и пытайтесь ощутить, каково будет читателю. Он ведь ваш покупатель. А о покупателе надо заботиться.
 
Читать же и входить в детали надо по бумажной копии сайта. Просто распечатайте его и работайте как с газетой. И вы очень скоро поймете, что как раз электронная необычность сайта, которой столько пугали традиционного предпринимателя, и не является существенной. Она есть лишь возможность для сценических эффектов, о которых мы поговорим позже. Но бизнес делается в основе, а основа эта проста, как ваша любимая газета. Проста и понятна вам настолько, что вы запросто сможете быть владельцем собственной газеты.
Точнее, журнала, потому что сайт редко требует такой напряженной периодичности в подаче материала, как газета. Сайт все-таки гораздо проще и удобнее, и всегда точно вам по силам. Знаете почему?
Ну, мы же об этом уже говорили. Потому, что он есть ваше продолжение, продолжение лично вас, а вы же с собой как-то справляетесь?
Если вы осознаете, что сайт — это, по своей сути, всего лишь обычная газета, журнал, вестник, рекламный буклет, который вы лично используете для решения нескольких вполне определенных задач, которые раньше перекладывали на другие газеты или службы, вам станет проще принять и некоторые необычные возможности сайта. Эти необычные возможности есть при всем при том ваши возможности усилить себя и получить дополнительные выгоды. К ним вовсе не обязательно переходить быстро. Лучше всего обкатать свой сайт сначала как простой вестник своего предприятия, то есть как нечто, что делает вас известнее.
А как только это станет легко, понятно и заработает будто само, можно переходить к расширению возможностей или способностей своего Сайта.
Тут, правда, вас ждет подводный камень — сопротивление вебмастеров. Вам с очень большой вероятностью постараются объяснить, что так не делается, что все возможности надо закладывать сразу, иначе потом это вызовет кучу проблем с архитектурой всей программы!
И, кстати сказать, не соврут. Это точно вызовет кучу проблем и трат. Но мы это обойдем. В общем, не пугайтесь, программирование уже сделало шаг дальше, и мы можем идти в построении своего сайта самым спокойным и разумным путем.
А разумным, если вы создаете свой первый сайт, является идти поступательно от простого к сложному, осваивая это дело пошагово и извлекая из каждого шага максимум выгоды при минимуме затрат. Вы согласны?
Тогда переходим к Молниеносной Школе редактирования.
 
Почему я называю мою школу редактирования Молниеносной? Да потому что нас с вами обманули и в этом. Как нет ничего действительно нового в электронном бизнесе, так нет и ничего принципиально сложного в науке редактирования. А между тем, без него вообще ни один человек к созданию своего сайта приступать не должен. Это все равно как водить машину не обучившись. Можете представить себе, что творится сейчас в Интернете, где каждый рулит, как он хочет.
 
Итак, Школа.
Вспомните, как вы читаете газеты. Любимые и особенно нелюбимые. Вы выбираете из них только то, что вам интересно. И знаете, что вы при этом делаете?
Вы редактируете газету. Вы редактируете газету каждый раз, когда ее читаете.
Не задумывались? Давайте задумаемся и приступим к обучению профессии. Не пугайтесь, это очень просто! И даже еще проще.
Просто представьте себе, что то, что вы читаете в газете, остается в ней в виде текстов, а то, что не читаете, исчезает.
Изменилась ваша газета?
Возьмите карандаш потолще и прямо сейчас жирно вычеркните из вашей газеты то, что не читается.
 
Вот это и весь первый урок — отбор материалов для своей газеты.
Все, что вы не умели из этого урока до сегодняшнего дня — это жирно размахивать карандашом. Или я и тут все недооцениваю?
 
Теперь второй урок. Смысловой подбор материалов и создание лица своей газеты.
Возьмите свежую газету, которую еще не читали, и которую вам интересно полистать. Вооружитесь своим замечательным карандашом, расслабьтесь и насладитесь своим любимым развлечением. Читайте газету, как обычно читаете. Только не забывайте про карандаш. Походя, вычеркивайте то, что не читаете, или вам не понравилось. Но это не главное, это из прошлого урока, чтобы не забыть освоенное.
Главное — также жирно, прямо поверх текстов статей и заметок расставить порядковые номера.
Это всего лишь та последовательность, в которой вы переходили от заметки к заметке, начиная с первой. Предполагаю, что вы, как все психически здоровые люди, начинаете читать газеты с последней страницы. И это надо взять на заметку, потому что психологу это говорит не о вашей несерьезности, а о том, каковы ваши настоящие, хоть и сильно скрытые желания.
Сначала вы сглатываете в газете самое вкусное, а уж потом переходите к необходимому. И нас с вами надо очень сильно замучить делами, чтобы мы начинали чтение с правительственных полос. Если вы докатились до такого, насторожитесь — вам пора в отпуск.
Ваша личная газета должна выстраиваться так, как нужно и интересно лично вам. Это и есть ее лицо.
Все. И это весь второй урок редактирования.
 
Третий урок. Верстка.
Правда, страшное слово? Ничуть не хуже, чем все эти компьютерные навороты, которыми выжимают ваши кошельки и мозги. А на деле-то — не сложнее, чем завести себе компьютер!..
Просто возьмите ножницы и вырежьте из газеты те статьи, на которые расставили номера.
Не поленитесь, проделайте такую учебную работу. Это окупится.
Затем возьмите любую другую газету или большой лист бумаги и наклейте на нее свои вырезки в порядке номеров. Назовем это выклейкой.
Теперь у нас от прежней любимой газеты осталось только то, что вы вообще хотите читать, а значит, издавай вы сами эту газету, вы бы печатали только это. Но пока у нас получилась сплошная текстовая полоса, а газеты, в том числе и сайт, состоят из листов, разделов и рубрик. Иначе говоря, они имеют смысловое деление, чтобы читателю легче было в них ориентироваться. У вас смысловое деление уже есть внутри выклейки. Оно получилось само только потому, что вы непроизвольно двигались от самого интересного к менее интересному. И вам остается лишь разглядеть невидимые границы, которые  разделяют для вас любые газетные материалы.
Доверьтесь себе и чиркните ножницами по полосе, прямо вырежьте из выклейки такие подборки статей, которые для вас чем-то объединены. 
Не заботьтесь о том, как это оценят профессионалы. Это ваш сайт и только вам решать, какое у него будет лицо, и какие разделы вы решили в нем завести.
Спокойно делите статьи между разделами и давайте каждому разделу имя, которое будет подходить всем его статьям. А для тех статей, которые ни в один из разделов не влезают, уже давно придумано название, которое выручает всех редакторов: Разное. Пользуйтесь на здоровье.
 
В сайте точно так же, как в газете, будет деление на разделы и страницы лишь с той разницей, что их размер не будет иметь такого значения, как в газете. В газете редактор вынужден ужимать или растягивать материал до размеров страницы, а в сайте наоборот, страница сжимается и растягивается под материал сама. Так что об этом даже думать не придется.
Что же касается школы редактирования, то вот и все сложности. Разве что нужно научиться делать важный и задумчивый вид, когда вызываешь помощника и говоришь ему:
– Я тут подготовил верстку сайта. Распечатайте. И я хочу видеть, как это будет смотреться на экране…
Я шучу затем, чтобы вы поняли, — ничего действительно сложного и уж тем более страшного в этом электронном звере, которого вы хотите завести, нет. И вы вовсе не отстали от жизни, потому что занимались традиционным бизнесом.
Я говорю о страхе перед электронным миром потому, что раз вы впервые делаете свой сайт, значит, вы почему-то раньше этого не делали. А мой немалый опыт прикладного психолога показывает, что почти все традиционные предприниматели ощущают себя неуютно, когда им приходится сталкиваться с «продвинутыми специалистами» из новых и высокотехнологичных отраслей. Но при этом все тот же опыт психолога говорит мне: это искусственно созданное положение, рыночный ход, который позволяет группе, точнее, уже целому сообществу предприимчивых дельцов, извлекать повышенную прибыль из своих услуг за счет невежества заказчиков или покупателей их труда. И невежество это поддерживается искусственно, нагнетанием страхов перед сложностями нового дела.
Никаких действительных сложностей нет. Есть лишь здравый смысл предпринимателя, который говорит: трудозатраты на освоение этого нового дела гораздо выше, чем те траты, которые я могу себе позволить, отдав это дело на откуп спецам.
И отдаете, в надежде, что однажды найдется кто-то, кто объяснит все эти нововведения простым и доходчивым языком. И если такое случится, можно будет резко сократить лишние траты и получить экономию.
Я тоже долго мечтал о таком спасителе, а потом отчаялся и сдался. Сдался не в том смысле, что стал платить, не глядя, а в том, что взял и изучил это дело. Изучил и как психолог и как разработчик программного обеспечения. А теперь хочу получить свою плату за этот подвиг. Программистское сообщество сильно задолжало мне, проведя сквозь все круги своего ада и унизив всеми доступными ему способами. Пришло время платить по счетам.
Мы будем строить свои сайты просто и без унижений. И теперь уже не вам придется побираться у программеров и вебстервятников, вымаливая подачки, а им приспосабливаться к тому, чем же в действительности является этот мир. В частности, мир бизнеса.
Или программер научится просто и достойно работать на своего заказчика, или он станет не нужен, потому что заказчик все сделает сам. Зачем нужен программист, если есть компьютер?!
Мы же с вами поняли главное — что такое газетная основа сайта. Теперь можно поговорить и о дополнительных возможностях, которые усиливают и украшают основу.
Телефон:
+7 (961) 117-38-59
E-mail:
sales@kithost.ru
© ООО "Бебихост",
2004-2015