Иван Скоморох. Теория компьютерной презентации
Введение             
 
Мир Бизнеса просто переполнен различными презентациями, которые постоянно проходят вокруг нас.  Разобраться хотя бы в том, на каких презентациях стоит присутствовать и как извлекать из них пользу, — уже немалое искусство, от которого может сильно зависеть ваша прибыль. Понять же, как делать презентацию, вообще удается редкому человеку.
И не то, чтобы это в действительности было так трудно, но общественное мнение считает, что для хорошего бизнеса нужна профессиональная презентация.  Только тогда удастся извлечь максимум возможностей из того, чем располагает бизнесмен.  Но в том же общественном мнении закреплено, что профессиональная — значит «делаемая профессионалами».  Попросту говоря, людьми, которые изучали это дело, посвятили ему жизнь и живут за счет него.
В общем, получается, что наша неспособность понять, что такое презентация и как ее делать, понимать или извлекать из нее максимум пользы, есть все та же дань общественному мнению. Оно предписывает нам не соваться в эту сложную отрасль бизнеса и передать все наемным работникам со специальными знаниями, то есть дорогостоящим дизайнерским компаниям.
Однако это мнение о недоступности для понимания обычного бизнесмена всех сложностей презентационно-дизайнерской работы есть миф. Один из мифов, заполняющих мир бизнеса.  Если ты знаешь, чего хочешь, ты разберешься в этом деле легко и будешь извлекать наивысшую выгоду как из презентаций своих продуктов, так и из чужих презентаций. И никакие дорогостоящие профессионалы не смогут тебе в этом помешать!
 
Один из самых удачливых бизнесменов нашего времени Бил Гейтс в «Бизнесе со скоростью мысли» настойчиво проводит мысль, что в новую эпоху, которая пришла с WEB-стилем жизни, в конкурентной борьбе с равными противниками победит тот, кто осознает, что такое наивысшая скорость обработки информации. И все, что для этого нужно, — это понять, что этот участок твоего бизнеса упущен тобой и им нужно заняться самому, никому не передоверяя.
Книга произвела огромное впечатление на многих крупнейших менеджеров мира. Однако мало кто, даже из их числа, заметил, что одновременно с этим Гейтс давал второй урок: он показывал насколько важна правильная презентация новых идей. Ведь новые идеи могут мгновенно превратиться в товары! И вся его книга была лишь образцовой презентацией микрософтовских инструментов для этой самой скоростной обработки информации в бизнесе. Его команда, готовившая книгу, даже дала этой разрабатываемой Микрософтом новой серии сетевых продуктов для бизнеса захватывающее название — Электронная нервная сеть. Книга не писалась Гейтсом, это был проект, который он возглавлял и освящал своим именем. В целом же это была работа команды.
Но именно то, что она вышла под именем одного человека, дает самый ценный урок: Презентацию своих товаров нельзя отдавать в руки чужим людям, и даже если вы наймете для этого профессионалов, входите в это дело со всей ответственностью. Умение подать свой товар на рынке — это даже важнее, чем скорость обработки информации!  Это не так просто, но в это стоит вкладывать не только деньги, но и свои мозги. Вот главный урок школы успеха большого Билли.
 
Но сначала несколько слов о тех самых профессионалах. С психологической точки зрения «профессионализм» — это очень хитрое явление, которое надо понимать. Никто не рождается «профессионалом», все рождаются людьми. И никто профессионалом не становится, профессионалами себя делают, и делают ради определеннейших выгод. Иначе говоря, если кто-то заявляет себя для других как профессионала, можете уверенно считать, что вам подсунули маску, личину вместо человека. Но все общественные маски, то есть облики, есть способы управления поведением других людей. И значит, что как только у вас появилась мысль о ком-то, что кто-то профессионал, знайте — вами управляют!
Психологи и социологи изучают это явление. Приведу небольшой пример из книги немецкого социолога Хайнца Абельса, ссылавшегося на открывателя этого явления Ирвина Гофмана.
«Когда человек действует на глазах другого, то он выражает при этом еще и нечто иное, а именно, то, что придает действию вполне определенное значение. Гофман называет это “драматической постановкой”. Он пишет: “Отдельный человек обычно сопровождает свои действия намеками, которые хорошо подтверждают публике важные для него факты и освещают такие, которые иначе могли бы быть не замечены или остаться в тени”. Подтверждения тем самым означают подчеркивание определенного образа, который действующее лицо желает создать о себе. Иногда речь идет даже о создании вполне определенного образа, который желает иметь индивид. Здесь речь идет не о каких-то таинственных действиях, а, наоборот, о действиях, которым мы обычно не уделяем никакого внимания в силу их сугубой обычности. Это можно проиллюстрировать на примере слесаря-сантехника. Часть того, что он выполняет по роду своей деятельности, известно любому, и любой может выполнить часть его работы. Однако, чтобы не создавалось впечатление, что его работу может выполнить любой, сантехник, прежде чем приступить к делу, сначала морщит лоб, начинает комментировать заявку с разных точек зрения и т. п. Другая стратегия сантехника заключается в критике работы, выполненной другой фирмой. Тем самым профессиональная квалификация подтверждается с помощью “драматических” средств выражения, что оправдывает высокую стоимость ремонта сантехники и обеспечивает дистанцию по отношению к доморощенным сантехникам» (Хайнц Абельс. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. яз. Под общей редакцией Н. А. Головина и В. В. Козловского. — СПб.: «Алетейя-СПб», 1999).
А теперь проделаем небольшой эксперимент и заменим пару имен. Вместо сантехника поставим дизайнера-презентационщика, а вместо «другого» поставим хозяина фирмы, заказывающего презентацию.
Итак, психологический механизм «профессионализма» можно проиллюстрировать на примере дизайнера-презентационщика. Часть того, что он выполняет по роду своей деятельности, известно любому хозяину предприятия, кто бывал на выставках, читал рекламные буклеты и продавал продукцию. И любой хозяин предприятия может выполнить часть его работы. Кстати, самую главную и нужную, без которой действительно ничего не продать. Дизайнер это осознает, однако, чтобы не создавалось впечатление, что всю его работу может выполнить любой, дизайнер, прежде чем приступить к делу, сначала морщит лоб, начинает комментировать заявку с разных точек зрения и т. п. Другая стратегия дизайнера заключается в критике работы, выполненной другой фирмой. Тем самым профессиональная квалификация подтверждается с помощью «драматических» средств выражения, что оправдывает высокую стоимость ремонта сантехники и презентаций!
 
Посмеемся этой шутке, но для себя отметим две вещи: первая — в работе дизайнера действительно есть то, чего не может сделать никто, кроме него. Эту часть дизайнера мы назовем Художником. Это дорогого стоит, и за это стоит платить. Но мало кто может это рассмотреть и уж тем более помочь дизайнеру раскрыться. И поэтому дизайнер вынужден становиться актером, лицедеем и изображать профессионала, чтобы убедить тебя, что он полезен.
Второе. При этом в том, что мы называем Презентацией, есть и логическая составляющая, которую может и должен делать «любой хозяин предприятия». Только когда он обеспечивает дизайнера этой основой, тот может забыть о сантехнике и раскрыться как художник.
Эта книга учит тому, как работать с дизайнерами. Она, конечно, слегка срывает их маски и разоблачает маленькие хитрости. Но гораздо больше она занята тем, как научить зарабатывать деньги и раскрывать в дизайнерах больших художников. Это ваш выбор.
Телефон:
+7 (961) 117-38-59
E-mail:
sales@kithost.ru
© ООО "Бебихост",
2004-2015